Роль угольной промышленности в стране продолжает расти: несмотря на все разговоры о кризисе и развитии альтернативных видов топлива, компании продолжают модернизацию и развитие производства, освоение новых месторождений.
Для этой работы требуются по-настоящему качественные и крепкие элементы. Большой опыт поставок конструкций для отрасли имеет Завод металлоконструкций и сеток.
Угольная отрасль – ведущее направление деятельности во многих регионах Сибири. И речь не только про Кузбасс, который является признанным общероссийским лидером. Серьезные добывающие активы расположены и в Красноярском крае, и в Хакасии, и на других территориях. СФО богат самыми разными видами этого сырья: и для производства активированного угля, на углехимию, коксующегося – для нужд металлургии. Во всех случаях спрос на продукцию в последние годы стабильно растет.
Несмотря на возникающие время от времени разговоры о необходимости диверсификации энергетики и слухи об ограничениях экологического характера, именно уголь остается ведущим энергетическим ресурсом, и крупные компании продолжают инвестиции в развитие и модернизацию производства.
Одним из предприятий, стабильно работающих с угледобытчиками, является красноярский Завод металлоконструкций и сеток. В первую очередь речь идет о выпуске необходимых на любом производстве ситах, сетках, запчастях сортировочного оборудования, стальных перфорациях самых разных размеров и толщин, запчастях для оборудования для угледобычи.
Здесь занимаются и производством роликов и других элементов конвейерного оборудования, включая усиленные, обрезиненные, которые снижают динамическую нагрузку на конвейер, демпфирующие.
Есть в истории компании и крупные проекты, выполненные по заказу угледобывающих компаний. Например, в 2021 году были выпущены мостовые конструкции для нужд «СУЭК-Кузбасса», которое ведет разработку Сычевского месторождения в районе деревни Мохово, что недалеко от Ленинска-Кузнецкого.
Сегодня ЗМИС выполняет заказ компании «Алтай-кокс» по производству мостовых конструкций для обхода железной дороги. В районе Заринска предполагается установить эстакаду, по которой пойдут трубы с горячей водой и технологическим водопроводом. Фактически это будет отдельный мост для трубопровода и обслуживающего его персонала, который не будет связан с другими функциями, – по нему не будут ходить транспорт и пешеходы. Проект реализуется в рамках госзаказа с привлечением бюджетного финансирования из городской казны. Общий вес конструкции превышает 100 тонн.
«Мост интересный, пространственные фермы, объемный. К нему применяются традиционные для нас значительные требования по сварке, материалам, антикоррозийной защите. Надо уточнить, что эти требования не указаны в проектной документации, но они являются для нас общим правилом, которые мы соблюдаем по отношению ко всем мостам», – поделился директор завода Евгений Замятин.
Согласно стандартной для ЗМИС процедуре, используется входной контроль сырья, маркировка всех деталей ударным способом, полный мониторинг процесса от заготовки до сварки, перенос номеров сертификатов, окраска с привлечением мостовой инспекции, нанесение антикоррозийной защиты. При этом в рамках политики импортозамещения традиционные иностранные краски были заменены отечественными, проверки показали, что российские производители действительно сделали качественный шаг вперед.
Мост будет представлять собой два параллельных пролета длиной по 90 метров каждый. При этом расположение над железнодорожными путями делает задачу гораздо более масштабной. Мост необходимо сделать не цельносварным, а болтовым, который можно собрать на земле. Затем РЖД выдаст заказчику так называемое «окно» – приостановит движение поездов на этом участке на 3–4 часа. За это время необходимо успеть установить конструкцию.
«Разумеется, в этих условиях со стороны заказчика появилось требование – чтобы все гарантированно собралось. Ведь в случае неудачи второе «окно» никто уже не даст. Причем работа будет вестись не когда удобно, а когда возможно выдать «окно», то есть в то время, когда будет меньше всего поездов в графике идти», – добавил глава предприятия.
В портфолио Завода металлоконструкций и сеток есть и другие проекты для угледобывающей отрасли. Здесь изготавливали вспомогательные конструкции – склады, административно-бытовые здания, хозяйственные постройки, а также такие специфичные сооружения, как эстакады, галереи трубопроводов, конвейеры, очистки. Технически здесь имеется возможность выпускать и элементы для шахт, например, крепь или запчасти вагонеток.
«Сегодня есть тренд на экологию, и некоторые думают, что это означает отказ от угля. Но на самом деле все происходит наоборот – компании начинают устанавливать дополнительные очистные сооружения от пыли и для сточных вод, а значит, работы у нас становится больше. Мы же имеем материальную базу, станочный парк, компетенции, позволяющие заниматься не только сварочно-сборочными операциями, но также гибкой и механической обработкой, контролем процесса. То есть готовы решать широкий спектр актуальных задач для угольной отрасли», – резюмировал Евгений Замятин.