660025, г. Красноярск ул. Тамбовская 35а

С 2010 года Завод металлоконструкций и сеток (ЗМиС) работает на рынке металлоконструкций и металлообработки на территории Восточной Сибири. Фокус на современные подходы и строгая политика в области качества позволили ЗМиС привлечь крупнейших заказчиков Сибири и России.

В пуле клиентов завода такие флагманы отечественной промышленности, как «Полюс», СУЭК, «МРСК Сибири», РЖД и др. Параллельно с основной деятельностью – изготовлением металлоконструкций любой сложности – ЗМиС развивает и другие смежные направления. В их числе производство специального крепежа, спектральный (оптико-эмиссионный) анализ металлов и мостостроение. О текущей работе завода и планах на ближайшую перспективу в интервью журналу «ВестСнаб» рассказал заместитель руководителя Завода металлоконструкций и сеток, руководитель лабораторий Евгений Замятин.

– Евгений, ваш завод больше 10 лет работает на рынке металлоконструкций и с каждым годом повышает свой уровень. Расскажите о проектах, которые были реализованы за последнее время?

– Проектов было немало, выделю наиболее интересные из них. В 2017–2018 годах ЗМиС очень плотно работал с группой компаний «Полюс» – изготавливались конструкции и изделия для объектов как на территории Красноярского края (пос. Еруда), так и в других регионах (Республиках Бурятия, Якутия, Магаданская обл.). Изготавливали конструкции обогатительных фабрик, корпуса биореакторов, здания лаборатории анализа проб, корпуса термощелочной обработки. Все эти работы сопровождал серьезный технический надзор: высокие требования были не только к качеству продукции (ответственность зданий – 1 категории), но и к контролю качества, документообороту, отгрузке, упаковке и маркировке.

Евгений Замятин, заместитель руководителя Завода металлоконструкций и сеток, руководитель лабораторий

Проект в Магадане потребовал особого подхода: изделия проходили многие тысячи километров, перегружались с автотранспорта на железную дорогу, с железной дороги на судно, потом опять на автотранспорт и далее на спецтехнику. Поэтому повышенное внимание уделялось не только качеству изделий, но и качеству упаковки, отгрузки, любым другим мелочам, – так как оперативно допоставить, исправить что-либо на отдаленном объекте крайне проблематично, а порой невозможно. Конечно же, на протяжении всей работы поддерживали тесную связь с непосредственными исполнителями монтажных работ, проектной командой. Как итог такого подхода: все объекты были успешно внедрены, никаких проблем не возникло. И сегодня продолжаем активно работать с «Полюсом», но сейчас это уже не такие крупные проекты.

С прошлого года начали активно сотрудничать с одним из крупнейших подрядчиков ГМК «Норильский Никель» и «Заполярной строительной компании» – компанией «ТаймырСтройМонтаж»: совместно работаем над проектом «Реконструкция Медного завода» в г. Норильске. В рамках этой работы нами было изготовлено пять комплектов конструкций автоматизированных станций взвешивания и учета руды. Три – поставлены в Норильский район в речную навигацию из Красноярска, еще два – в зимний период дальним морских путем через порт города Архангельска, что еще раз подтверждает доверие подрядчика к нашей компании и производимой нами продукции.

Крупнейший проект 2019 года – реконструкция башенной градирни также на Медном заводе в г. Норильске. Задача достаточно объемная и сложная. Были изготовлены и поставлены как основные конструкции – чаша водосборного бассейна, конструкции каркаса башни, площадки, так и значительные вспомогательные и обслуживающие конструкции – воздухорегулирующие устройства, опоры трубопроводов, специальные изделия из коррозионно-стойких сталей и многое другое.

Помимо крупных проектов в области металлоконструкций также участвовали в реализации ряда проектов по модернизации объектов энергетического комплекса. К примеру, поставка конструкций здания спецтехники и комплекса ремонтных сооружений в город Усть-Кут, где уже обслуживаются тяжелый грейдеры, бульдозеры и прочая спецтехника. Все объекты уже введены в эксплуатацию, вопросов к качеству и комплектации металлоконструкций не возникало.

– В числе заказчиков ЗМиС – флагманские предприятия Красноярского края и России в целом. Сегодня при выборе подрядчика/субподрядчика на что в первую очередь обращают внимание заказчики и почему отдают предпочтение именно вашей компании?

– Для ответа на этот вопрос важно понимать определенный бэкграунд. До кризиса 2014 года большая часть реализуемых заводом заказов приходилась на частные небольшие компании – склад, торговый центр, офисное здание. После кризиса число таких заказчиков заметно сократилось, как результат – завод усилил работу с твердо стоящим на ногах промышленным сегментом. В отличие от частного заказчика, в приоритете у которого все была цена проекта, промышленность – также обращающая внимание на стоимость продукции, в первую очередь, смотрит на реальные возможности завода, качество конструкции, уровень и способы технического контроля, портфолио компании.

Один из распространенных инструментов проверки будущего исполнителя заказа – отправить на производство инспекцию, которая оценит, как работает предприятие, что оно изготавливает, как организован техпроцесс. Для крупных заказчиков также важна надежность всех сопроводительных процессов, вплоть до работы бухгалтерии и организации отгрузки. Словом, по всем параметрам – от мощностей и качества до квалификации специалистов – необходимо соответствовать установленным требованиям. Это единственно правильный подход, позволяющий оставаться и работать на сжимающемся рынке. Необходимо инвестировать в качество, технологии, контроль, находить своего клиента и специализацию.

Причем постоянный рост качества – требование, которое касается не только продукции, но и непосредственно процесса работы (ведения документации, осуществления контроля и проч.).

– Как изменился портфель заказов ЗМиС в последнее время – какие отрасли преобладают?

– Завод работает с заказчиками на всех рынках Восточной Сибири. Уходить в специализацию было бы рискованно: в зависимости от конъюнктуры цен один сегмент промышленности чувствует себя чуть лучше, другой – хуже, и наоборот. Однако своего рода «специализацию» видим в том, что мы, как предприятие, ориентирующиеся на промышленный сегмент, должны поддерживать высокую технологическую политику. Почему это приоритет? Потому что если ориентироваться исключительно на себестоимость, то можно серьезно потерять в качестве производственного процесса и квалификации персонала.

К примеру, если в компании не ведется серьезный входной контроль, результатом этого может стать продукция низкого качества. И чаще всего причина не в умышленных действиях подрядчика, а в том, что его, опять же неумышленно, подвел поставщик металлопроката.

– Как на сегодня организован входной контроль на ЗМиС?

– Помимо входного контроля металлопродукции, которая используется для последующего изготовления металлоконструкций, завод осуществляет контроль металла при производстве метизной продукции, инструмента и оснастки, где требования к качеству кратно выше, а оценить качество изделия можно только по факту. Поэтому входной контроль продукции – это важнейший приоритет в работе, иначе будет потеряно и время, и деньги, и репутация.

На сегодня входной контроль на ЗМиС осуществляется в течение нескольких часов. Одно из главных направлений в этой задаче – сделать химический анализ металла или попросту узнать марку стали. Наиболее популярный способ сегодня – контроль в рентгеновском диапазоне, где можно проанализировать все элементы кроме углерода. При производстве металлоконструкций углерод — это важный показатель. Поэтому, для входного контроля на ЗМиС используется оптико-эмиссионный анализ – остановились на нем по нескольким причинам. Во-первых, он не требует огромных площадей и подвода коммуникаций, во-вторых, дает весь спектр необходимой информации, в-третьих, замеры, как это, например, бывает при химическом анализе, не повреждают само изделие, что крайне важно. Немаловажно и то, что контроль может быть осуществлен достаточно быстро: с учетом запуска оборудования на это уходит порядка 1,5 часов. Если говорить о самом оборудовании – оно российского производства, ЗАО «Спектральная лаборатория» (г. Санкт-Петербург).

В рамках входного контроля также выборочно проверяем металл на расслоение при помощи ультразвуковой дефектоскопии.

Как показала практика работы, фокус на входной контроль был сделан не зря. Качество металлопроката, действительно, иногда подводит – такую продукцию мы отбраковываем и не используем в работе.

Кроме этого, сейчас вывели входной контроль в самостоятельное направление работы. Услуга востребована и производителями металлоконструкций, и представителями добывающих компаний – к примеру, анализировали состав зубьев ковшей экскаваторов, элементов футеровок и твердосплавных наплавок. Важно, что лаборатория позволяет не только назвать марку стали, а дать развернутый химический анализ, что особенно интересно при анализе зарубежных материалов.

– В продолжение темы лабораторных исследований. В 2016 году вы организовали лабораторию неразрушающего контроля. Как сейчас развивается это направление?

– Лаборатория неразрушающего контроля была создана исключительно под собственные нужды производства. В частности, ультразвуковая дефектоскопия в короткие сроки и в любое время позволяет проверить качество сварных швов и, если есть отклонения по каким-то параметрам, внести коррективы. Все это, в конечном счете, сказывается на качестве работ, оперативности, позволяет отладить технологию сварочных работ и т.д. Также ультразвук помимо контроля сварных швов позволяет быстро и именно тогда, когда это нужно, определить наличие расслоения металла.

Кроме этого, три-четыре раза в год в работе востребован капиллярный контроль – это контроль проникающими веществами на трещинообразование. К примеру, несколько раз завод изготавливал для нужд «Полюса» технологические емкости из нержавеющей стали и контроль на трещинообразование, как финальный этап проверки конструкции, был обязателен.

– Помимо металлоконструкций ЗМиС также изготавливает метизную продукцию и оснастку. Расскажите об этом направлении подробнее?

– Непосредственный руководитель предприятия, Юрий Евгеньевич Замятин, практически все советское время работал на заводе автомобильных прицепов – занимался именно проектированием и производством технологической оснастки, штампов и пресс-форм. Текущая ситуация на рынке такова, что вся продукция, связанная с нестандартной метизной или же метизной группой узкого направления (крепежи горно-обогатительной техники и футеровок, крепежи для энергетического строительства и отчасти для железнодорожного и мостового строительства) имеет определенную специфику.

В промышленных масштабах эти метизы изготавливаются методом горячей штамповки – и это направление на предприятии тоже развито. Производим болты, гайки, специальный крепеж, другие разнообразные изделия под нужды заказчика. Для этой работы на предприятии имеется все необходимое оборудование: точные токарные станки, точные фрезерные и шлифовальные станки, электроэрозионное оборудование, пресса для горячей штамповки и др. Разрабатывать продукцию высокой сложности позволяет опыт в проектировании оснастки и внушительное портфолио.

Таким образом, предприятие готово решать задачи заказчика, в том числе и нестандартные, в направлении проектирования и производства оснастки. В случае, если метизная продукция требует последующего покрытия цинком, готовы предоставить заказчику и эту услугу. Выполнение в одном месте всех этапов работ позволяет предложить заказчику более конкурентную цену, и что немаловажно – оговаривать и отвечать за реальные сроки.

– Мостостроение – одно из перспективных направлений работы завода. На каком этапе сейчас находится это направление и к чему планируете прийти?

– Как предприятие относительно небольшое, ЗМиС не планирует строить мосты через, скажем, Обь, Енисей, Амур. Нам интересно другое перспективное направление работы: мосты через ручьи, над оврагами, технологические мосты для работы в вахтовый сезон. Таких объектов в России, во-первых, очень много. Во-вторых, по данным Мостовой инспекции, 80% мостов в России изношено, а 60% из этих 80-ти – аварийные. Лихие 90-е и непростые 2000-е привели к тому, что мостами в России долгое время системно никто не занимался. В стране на сегодня практически нет производителей мелких и небольших мостов – именно эта ниша нам интересна.

Лично для меня в сфере металлических конструкций именно мостостроение является своего рода вершиной. Даже при условии простых решений требования к качеству здесь максимальны – никакого формального подхода, все четко по регламенту и в соответствии с нормативами. Эволюционное развитие завода – наращивание как компетенций, так и технической базы – как раз и позволяет нам соответствовать этим высоким требованиям.

На сегодня в направлении мостостроения ЗМиС уже пройдена стадия аттестации специалистов и инженеров. В ближайшее время будет проходить аттестация непосредственно сварочных технологий. После прохождения этого этапа завод сможет приступить к непосредственному производству мостовых конструкций, необходимое для этого оборудование уже есть в материальной базе предприятия.

Официальный источник: журнал “Вестснаб” №10 – https://vestsnab24.ru/industry/30102019/24598/

Другие наши публикации

Смотреть все публикации